Новости

Института математики и информационных технологий

О достижениях ИМИТ за 50 лет рассказал директор института Евгений Журавлев

По материалам газеты «За науку» 11.10.2024 г. : https://zn.asu.ru/index.php/2024/mozhno-potochnee/

Фото: Дмитрия Герайкина

50 лет исполнилось институту математики и информационных технологий. Евгений Журавлев — выпускник математического факультета АлтГУ, доцент кафедры алгебры и математической логики, директор ИМИТ — дал большое интервью «ЗН» по случаю юбилея института. 

– С чего началась история института математики и информационных технологий? Каким стал институт сегодня по сравнению с началом его работы?

– Наш институт начинает свою историю с 1973 года, когда в Алтайском государственном университете появилась специальность «математика» на факультете естественных наук. В 1979 году его разделили на физический и математический факультеты. Первым деканом матфака стал почетный профессор АлтГУ Юрий Николаевич Мальцев. Затем в 2014 году мы стали факультетом математики и информационных технологий, а в 2020-м – уже институтом. Названия меняются, но математиков мы учим с самого 1974 года. Конкретно я поступил на факультет в 1995 году, когда было всего две специальности: «математика» и «прикладная математика». В настоящее же время у нас уже шесть направлений бакалавриата. Мы готовим математиков с фундаментальными знаниями в области математического анализа, дифференциальных уравнений, геометрии, алгебры и специалистов прикладной направленности на кафедрах теоретической кибернетики, прикладной математики, информатики. Наш факультет довольно разнородный.

– Почему важно, чтобы математическое и IT-направления были соединены?

– Программирование на высоком уровне невозможно изучать без знания математики. Например, сейчас востребованы технологии искусственного интеллекта, есть спрос на анализ больших баз данных. Без знания статистики и математики получить компетенции в этой области невозможно. Отмечу, что «Яндекс» каждый год проводит набор в школу анализа данных. Чтобы туда поступить, надо сдать экзамен по математике – решить интеграл, найти ранг матрицы и так далее. Туда поступают многие студенты, обучающиеся на направлении «математика и компьютерные науки» – там математика сложнее всего. Многие выпускники этого направления как раз и работают в сфере анализа данных.

– Какие тенденции в развитии института вы считаете самыми важными?

– Замечу, что за 5 лет количество студентов в нашем институте выросло в два раза. В 2019 году было 400 человек, а в 2024 – почти 1000 человек. Увеличился набор на первый курс, раньше мы брали порядка 100 студентов, а сейчас 200. В магистратуру набор также увеличился в два раза, открылись новые образовательные программы – «программная инженерия» в бакалавриате и «инженерия искусственного интеллекта» в магистратуре. Наша самая главная задача по-прежнему дать качественное образование студентам и найти им хороших научных руководителей.

Из новшеств этого года у нас была открыта лаборатория дополненной реальности. Закупили оборудование в рамках программы «Приоритет-2030». Все желающие студенты АлтГУ приглашаются в лабораторию для выполнения проектов. Сейчас ребята занимаются проектом по изучению китайского языка и обучению сборке огнестрельного оружия с помощью технологий виртуальной реальности. Такие технологии можно использовать в совершенно разных областях, например в туризме. Мы можем снять видео в формате 360 градусов, а затем турист, прежде чем поедет в это место, сможет оценить его. Либо же человек захочет купить какую-либо вещь и, посмотрев на нее в виртуальной реальности, примет решение.

Эта технология уже хорошо развита в Китае, это в целом технология будущего. Совсем скоро такие шлемы VR станут доступны всем.

В этом году у нас был открыт новый профиль «Искусственный интеллект и умные технологии в агробизнесе» по направлению «программная инженерия», ее руководитель Елена Владимировна Понькина, заведующая кафедрой теоретической кибернетики и прикладной математики АлтГУ. 12 лучших студентов-инженеров были зачислены на эту программу и теперь обучаются в специально оборудованной аудитории – школе IT-превосходства Digital Up. Образовательная программа школы Digital Up позволит студентам углубленно изучить наиболее востребованные на IT-рынке языки программирования: Java, Java Script, C, C sharp, PHP, Python, R, Kotlin, React, 1C и продвинутые технологии. Кроме того, они под руководством наших индустриальных партнеров освоят новейшие информационные технологии анализа данных: компьютерное зрение, нейронные сети, байесовские сети доверия, технологии пространственного анализа, машинное обучение. Особенность программы заключается в том, что часть занятий будут вести индустриальные партнеры – DBA, «Сбер», «Эстесис», SolarLab и другие. Они же устраивают для наших студентов олимпиады, так недавно прошла олимпиада «Clean Code Cup – 2024» со спонсированием «Сбера». По итогам таких олимпиад наши студенты приглашаются на работу в те или иные компании. Хорошего работника видно еще во время студенчества. Так что еще одна из наших глобальных задач – это создание комфортных условий в Алтайском крае, чтобы лучшие выпускники оставались здесь работать.

Возможностей для самореализации у наших студентов очень много, например участие во всероссийских хакатонах и олимпиадах. В 2024 году в Нижнем Новгороде (НИУ ВШЭ) команда студентов ИМИТ приняла участие в финале Национальной технологической олимпиады по профилю «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и заняла 7-е место, соревнуясь с командами из ведущих вузов России. А годом ранее наша команда победила в хакатоне ИТМО!

Интервью полностью можно прочитать по ссылке.

Автор статьи: Анна Загоруйко

Новость от 14 октября 2024г.