В Алтайском государственном университете начала работу первая в крае лаборатория для разработки IT-решений, позволяющих использовать виртуальную и дополненную реальность для обучения, проведения научных исследований, создания прорывных технологий. 25 января, в День российского студенчества, ее посетит губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
Кадровый рынок нашего региона нуждается в специалистах, способных проектировать и разрабатывать современные VR-продукты, востребованные для всех отраслей цифровой экономики: игры, тренажеры, обучающие приложения, виртуальные экскурсии. Лаборатория позволит на базе Алтайского госуниверситета построить региональную площадку по проектированию и разработке VR и AR-проектов и стартапов.
Для работы в лаборатории сформирована команда студентов и преподавателей ИМИТ: Ольга Половикова, Татьяна Михеева, Денис Козлов (доценты кафедры информатики ИМИТ), Дмитрий Осыкин (преподаватель кафедры), Ольга Шульга, Дмитрий Березиков, Юрий Таганов, Богдан Вольхин, Илья Згода, Леонид Козлов (студенты ИМИТ). В 2022 году они прошли стажировку в Российском технологическом университете МИРЭА, а в 2023 году обучились на программе повышения квалификации в «Основы виртуальной реальности на Unity» на базе Томского политехнического университета. Полученные навыки и компетенции позволили в краткие сроки начать плодотворную работу по созданию образовательных IT-продуктов.
«Приобретение новых компетенций, полученных нашими сотрудниками и студентами у индустриальных и академических партнеров, очень важно для Алтайского государственного университета. Подобные лаборатории должны быть в каждом институте и колледже вуза, они позволят работать над инновационными проектами, сотрудничать с ведущими специалистами в этой области из других вузов и IT-компаний. Это укрепит связи университета с индустриальными партнерами и усилит межуниверситетские консорциумы», — отметила первый проректор АлтГУ Евгения Жданова
Первым продуктом стал разработанный в рамках «Программы Приоритет 2030» VR-тренажер сборки-разборки стрелкового оружия – автомата Калашникова. Он будет использоваться при обучении студентов военному делу без выезда на полигон – картинка максимально приближена к реальности и создает эффект полного погружения в процесс.
«Тренажер имеет три режима. Первый – обучающая сборка: виртуальный автомат лежит на столе в разобранном виде, который нужно собрать, следуя инструкции. Второй режим – разборка автомата. И третий – экзамен. Студенту нужно будет собрать и разобрать оружие уже без подсказок. Все этапы проходятся на время. VR-тренажер позволит сформировать у студентов умения и навыки военной подготовки, которые пригодятся, если ребята решат поступить на военную или государственную службу», — отмечает заведующий лабораторией, преподаватель кафедры информатики ИМИТ Дмитрий Осыкин
Лаборатория оснащена шестью легкими и компактными шлемами Pico 4 с линзами нового формата, манипуляторами к ним, пятью мощными компьютерами и камерой, позволяющей снимать панорамы на 360 градусов. Но главное – это среда разработки Unity и язык программирования C#, для создания различных 3D-объектов – программный пакет трёхмерного моделирования с открытым исходным кодом Blender и 3D Max Studio. Компетенции сотрудников лаборатории позволяют создавать новые IT-продукты, а не покупать уже готовые решения. Благодаря этому преподаватели и студенты университета приобретут новые компетенции разработчиков: Алтайский край получит высококвалифицированных выпускников-специалистов. Новая лаборатория, безусловно, станет площадкой и для реализации коммерческих IT-проектов, сотрудничества с другими вузами и IT-компаниями.
VR-лаборатория при Алтайском государственном университете будет предоставлять возможности для проведения исследований, разработки инновационных проектов и обучения студентов и профессоров. Вуз планирует привлекать талантливых специалистов, чтобы создать сильную команду экспертов по VR-технологиям и стать основным центром компетенций в этой области.
«VR-технологии позволяют создать виртуальную копию практически любого лабораторного комплекса, чтобы студенты смогли проходить исследования, которые в реальности сложно организовать в силу их высокой стоимости. Например, реактивы для некоторых химических исследований стоят очень дорого, но интерактивное взаимодействие с ними можно реализовать в виртуальном пространстве, а это ещё и безопасно. VR можно использовать в архитектуре и дизайне: можно создавать виртуальные здания, улицы и целые города, моделировать различные ситуации, взаимодействовать с объектами до реальной реализации проекта. В сфере туризма VR может предложить виртуальные экскурсии по различным странам и достопримечательностям. Например, можно создать виртуальный тур по Денисовой пещере с возможностью «подержать в руках» артефакты различных исторических эпох», — отметил директор ИМИТ Евгений Журавлев