Новости

Института математики и информационных технологий

Математика красива строгостью

Разговор о «царице наук» с Ольгой Николаевной Гончаровой, доктором физико-математических наук, профессором кафедры дифференциальных уравнений ИМИТ АГУ.

– Чем вас «зацепила» именно ваша отрасль науки – математика?

– С профессией и родом деятельности я определилась еще в школе – благодаря моему папе, учителю математики. Математика – это универсальный, точный инструмент, который можно использовать практически в любой другой науке. Она красива своей строгостью, это формальный язык, который позволяет с помощью символов описать большинство явлений, не только физических, но и биологических, социальных, экономических. Поскольку природа совершенна и умнее человека, то все, что удается перевести на язык математики, получается очень изящным.

Я – математик и занимаюсь решением научных проблем гидродинамики. В настоящее время мы проводим исследования испарительной конвекции, течений в жидкостных системах с фазовым переходом «жидкость – газ», находящихся под действием локальной или распределенной тепловой нагрузки, а также чрезвычайно актуальных проблем, связанных с обеспечением их устойчивости. Все, чем я занимаюсь, связано с изучением конвективных течений жидкостей в областях с границами раздела. Наши задачи – это задачи на стыке нескольких дисциплин (дифференциальных уравнений, теоретической гидродинамики, теплофизики), что, с одной стороны, добавляет сложности, а с другой – позволяет лишний раз убедиться в том, что наша наука (математика!) – очень нужная, потому что дает возможность без использования больших ресурсов предсказать результат. Научить математике – это значит научить видеть мир, его закономерности и, получив результат, продолжать удивляться совершенству природы.

– Знаете ли вы, сколько у вас всего научных публикаций и участия в конференциях?

– Публикаций у меня много. Но на самом деле совсем неважно, сколько у ученого публикаций. Можно выступить на одной конференции и написать одну-единственную статью, на которую будет ссылаться профессиональное сообщество. Но это – удел великих. Остальные же пишут, публикуются, часто стремятся поделиться результатами и проверить их доказательность, непротиворечивость, адекватность, а иногда хотят просто прославиться (главное, чтобы это происходило во имя благородных целей и устремлений).

Так же дело обстоит и с конференциями. На мой взгляд, есть смысл участвовать только в тех, на которые вы приезжаете работать. Участие с докладом, устным или пленарным – это большой труд. Вы представляете результаты исследований некоторой проблемы перед аудиторией, которая все понимает. Потому и вопросы будут такими, на которые отвечать сложно, но необходимо. И дискуссии случаются иногда такие острые, что остановить их просто невозможно.

– Сложно ли ученому совмещать научную работу с другими занятиями?/

– Настоящий ученый всегда найдет время и возможность заниматься тем, что ему интересно, помимо своего призвания. Если мы говорим о математике, о поиске решения, формулировке задачи или обосновании результата, то работа никогда не прекращается. Задачу нельзя оставить на столе и забыть о ней, закрыв дверь рабочего кабинета. О чем-то подобном вам расскажет любой человек, профессионально или нет, но занимающийся научными исследованиями. С этим непросто жить, ведь надо выполнять параллельно другую работу. В современном мире только некоторые (избранные) могут позволить себе не заниматься повседневными проблемами. Ведь у человека есть каждодневные заботы о близких, о семье, о хлебе насущном, есть обязанности перед детьми и родителями и т.д.

– В современной науке нередко стали возникать случаи с ворованными, переписанными работами – а как бороться с этим?

– Здесь встает на повестку дня вопрос о научных школах и о том, в какой научной среде воспитывался этот ученый. Если мы говорим об известном ученом в определенной области науки, его учениках и коллегах, то такого, о чем вы спрашиваете, нет, либо встречается очень редко, и в таких деликатных ситуациях опять-таки встает вопрос об этике взаимоотношений. Однако в обстановке повального стремления к достижению показателей в университетах (да и в академических институтах) довольно часто возникают безобразные ситуации с плагиатом. Есть ли выход? Конечно. Публиковаться в авторитетных, строго рецензируемых журналах, избегать публикаций в сомнительных изданиях, сократить количество платных публикаций. Должен быть изменен сам подход к количеству и качеству публикаций. Количество научных работ не может быть безумно большим, необходимо противостоять этому валу.

Есть еще один аспект проблемы. Еще лет 20 назад считалось нормой сначала апробировать новые результаты на конференциях. Теперь предпочитают докладывать результаты, обсуждение которых на профильных семинарах уже состоялось, либо те результаты, которые уже оформлены в виде статьи и сданы в печать. И только великие ученые, ученики своих великих учителей, основатели научных школ по-прежнему щедро делятся на конференциях своими идеями. Кроме того, чем дальше в век информационных технологий, когда все статьи и материалы конференций оцифрованы, тем ценнее живое, очное участие, общение с коллегами вживую! Гораздо более интересное, быстрое, эмоционально окрашенное вхождение в смежную научную тематику.

– Наверное, один из основных вопросов к ученому – как вовлечь студентов в науку и научные исследования? И возможно ли это сделать в принципе?

– Еще лет пять назад я бы вам ответила на этот вопрос так. Все зависит, с одной стороны, от студента, от его уровня подготовки, интереса и желания заниматься научными исследованиями, не надеясь на быстрое достижение результатов, от трудолюбия, наконец. С другой стороны, многое зависит от преподавателя (научного руководителя), от сферы его научных интересов, опыта и авторитета в своей области науки, от личности преподавателя. Но сегодня, когда стремительно идет процесс реформирования системы образования, который затрагивает кардинально уже систему обучения в высшей школе, я бы предложила в повестку дня другой вопрос, более актуальный по моему мнению: а будет ли кого вовлекать в научные исследования?.. Будем сохранять позитивный настрой!..

– У вас наверняка есть свои ученики, разделившие любовь к вашей науке…

– Да, и я бы хотела сказать о них. Выделю трех: все они – очень разные девочки, но все талантливые, умные, трудоспособные.

Катя Резанова (Екатерина Валерьевна Ласковец), кандидат физико-математических наук, преподаватель нашего института. Она – классный специалист в области механики жидкости и газа, вместе мы преодолели много научных преград. Очень горжусь ею.

Алла Закурдаева. Умная, одаренная, играет, по-моему, на всех электромеханических и электронных музыкальных инструментах, пробовавшая себя в журналистике. У Аллы на курсе было много талантливых ребят, какую музыку они играли и пели!.. Она окончила университет пять лет назад, поступила ко мне в аспирантуру, а параллельно – еще в два зарубежных вуза, получив прекрасные рекомендации от меня и от И.В. Марчука, с которым я и мои девочки работали вместе в Институте теплофизики (ныне декан ММФ НГУ). Сейчас Алла учится в Канаде, возможно, уже работает, поскольку совсем недавно через Research Gate меня нашла ее новая публикация, уже в соавторстве с канадскими учеными.

Наташа Маджара. Умная, очень способная, интеллигентная! Перед Наташей я испытываю чувство вины: не могла ее взять в аспирантуру в свое время, поскольку сама уезжала и не думала, что вернусь в родной университет обратно. К другому научному руководителю, которого я ей порекомендовала, да еще в аспирантуру на другой факультет, она не пошла, уехала, и больше мы не виделись. Вспоминаю о ней, надеюсь, что у нее все сложилось. Нельзя бросать своих учеников, пока они еще не оперились. Урок мне … и напутствие моим взрослым ученикам – преподавателям.

– Отмечаете ли вы Восьмое февраля как праздник?

– Никогда этот день не был праздником в том понимании, каковым является 8 Марта, например. Но отдельным днем, когда принято было выделять научные достижения, вручать награды, поздравляя тем самым ученых, в советское время был День науки в середине апреля. Потом появился праздник российской науки. Восьмое февраля для меня – это обычный рабочий день. Нужно работать, т.к. много проектов, задач, исследований, которые нужно завершить либо приступить к ним, много подготовки к занятиям. Кстати, математики поздравляют друг друга чаще и охотнее с другим праздником – с Днем математика (1 апреля!). С зарубежными коллегами обмениваемся короткими сообщениями 14 марта: в День числа π.

– Что бы вы хотели пожелать студентам и коллегам по научной деятельности в преддверии Дня российской науки?

– Пожелание студентам: найдите себя, постарайтесь стать незаменимыми специалистами, оставаясь добрыми и порядочными людьми. Пожелание коллегам: теперь, когда вы состоялись, держитесь! Будьте здоровы и счастливы!

О нашей героине:

Ольга Николаевна Гончарова – авторитетный специалист в области математического моделирования конвективных движений, участвует в выполнении международных и всероссийских проектов, руководила проектом РНФ, неоднократно – проектами РФФИ, в выполнении которых участвовали ее ученики, а также научные сотрудники СО РАН. Только в 2020 году ею опубликовано 5 работ в журналах, цитируемых в базах данных Scopus и Web of Sciences, из них 4 – в журналах первого квартиля. В 2020 году вышла в свет ее совместная с коллегами монография Mathematical Models of Convection (второе издание) в издательстве De Gruyter, BERLIN BASEL BOSTON MUNICH BEIJING WARSAW VIENNA (The independent academic publisher De Gruyter). Ученый – соавтор обзора «Задачи испарительной конвекции», опубликованном в ведущем российском журнале «Прикладная математика и механика», переводная версия которого признана издательством Pleiades Publishers одной из пяти лучших работ, вышедших в журнале в 2018 году.

Новость от 10 февраля 2021г.