Новости

Института математики и информационных технологий

Железобетон для фундаментальных наук

По материалам газеты «За науку» 15.12.2022 — http://zn.asu.ru/index.php/2022/zhelezobeton-dlya-fundamentalnyh-nauk

Как много именитых ученых преподают в АлтГУ. В этом номере «ЗН» поговорила с канд. физ.-мат. наук, доцентом Сергеем Вадимовичем Дроновым, который в декабре празднует юбилей. Накануне торжества он рассказал об истории становления университета, своем математическом пути и ежиках. 🦔

Сергей Вадимович Дронов

По словам Сергея Вадимовича, связать жизнь с математикой ему было определено судьбой: его отец тоже был преподавал математику. А наш герой продолжил династию. Сергей Вадимович замечает:

– Мой отец – Вадим Сергеевич Дронов работал в АлтГУ практически с момента его основания. У нас в некотором смысле получилась трудовая династия, ведь я пошел по отцовским стопам, а теперь и мои сыновья трудятся в АлтГУ. Старший, Вадим Сергеевич, преподает, младший, Кирилл Сергеевич, ведущий инженер: занимается почтовым сервером вуза. Учился я в 42-й барнаульской школе, у нас был физико-математический класс. На одном из уроков нас спросили, куда мы планируем поступать, – все выбрали направление «прикладная математика», а я один решил, что пойду учиться на «чистую» математику. Так и случилось.

После школы Сергей Вадимович учился в Новосибирском госуниверситете, в планах было вернуться в родной Алтайский край сразу после окончания учебы. Но вмешалась химия. Сергей Вадимович вспоминает:

– Я после окончания НГУ должен был вернуться в Барнаул, но в то время в приложениях математики произошла очередная революция. Председатель Сибирского отделения РАН химик Валентин Афанасьевич Коптюг побывал в Америке. Там он ознакомился с программой, которая создавала последовательный органический синтез. Алгоритм работы был такой: в программу вносился список доступных химику веществ, задавался нужный результат, а уже система сама подбирала способы его синтеза. Чтобы создать такую программу в России, нужны были математики. Поэтому после того, как Валентин Афанасьевич вернулся, в РАН открылся набор математиков, которые были нацелены на решение именно химических задач. Лучших студентов с нашего выпуска пригласили, конечно, туда.

В Институте органической химии Сергей Вадимович проработал год, а потом оставил химию – сделал выбор в пользу математики:

– Тогда занимался ядерно-магнитным резонансом и программами органического синтеза, параллельно увлекался математической лингвистикой. Но со временем все же вернулся в Барнаул и устроился работать в АлтГУ.

Стоит отметить, что Сергей Вадимович – почетный преподаватель нашего вуза, он работает в классическом университете уже почти 40 лет. На его глазах строились корпуса и открывались кафедры. Во время строительства корпуса К ему пришлось почти месяц отработать на Барнаульском комбинате железобетонных изделий № 2:

– Когда я вернулся в Барнаул после аспирантуры и устроился в вуз, меня обменяли на керамзитовые плиты для строительства корпуса К (смеется). Полуанекдотическая ситуация вышла. Чтобы оперативно построить корпус и не выбиваться из графика, нужно было экстренно выбивать стройматериалы. КЖБИ-2 (тогда он назывался именно так) заключил договор с Алтайским госуниверситетом, согласно которому трех специалистов из АлтГУ на некоторое время направили на работу в заводской цех. А университет взамен получил вне очереди керамзитовые плиты. Так я проработал месяц в КЖБИ-2 – и не зря! Отличный корпус построили.

Сергей Вадимович подчеркивает, что в университете всегда царила уникальная обстановка, которая располагает к научной и учебной деятельности. Математик отмечает:

– Порой в вузе даже комфортнее работать, чем дома. Никто не смотрит сериалы, не просит сходить в магазин за лапшой (смеется). А вообще, пожелание у меня одно: хочется больше междисциплинарных научных проектов. Чтобы институты активнее и охотнее сотрудничали между собой, организовывали бы совместные научные коллективы. Решали бы практические и интересные для нашего края задачи.

По словам Сергея Вадимовича, привлекают его практические применения математики:

– Сейчас моя основная сфера интересов – алгоритмы интеллектуального анализа данных, в том числе и больших. Много взаимодействую с медиками. Анализы пациентов необходимо обрабатывать и систематизировать. В медицине нужны новые методы аналитики, в частности я занимаюсь обработкой нечисловых данных, которые выражены в словесной форме. Мне нравится реализовывать задачи, которые, на первый взгляд, кажутся невыполнимыми, из разряда: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Это некий вызов.

Сергей Вадимович уверен, что «провинциальная математика» играет важную роль во всех больших математических исследованиях:

– Значение провинциальной математики колоссально, выдающиеся научные центры идут семимильными шагами вперед, развивают передовые математические теории. Так вот, между этими шагами остается незахваченное научное пространство, тут в игру вступает провинциальная математика, она-то и заполняет пробелы. На местах мы работаем с практиками, создаем теоретические методы, берем «большие» результаты и адаптируем их к конкретным локальным задачам.

Отдельные практические задачи Сергей Вадимович решает со своими студентами. На работу с молодым поколением преподаватель настроен всегда:

– Я активно работаю со студентами. Среди них есть очень способные, с огромным желанием работать, тягой к знаниям. С удовольствием сотрудничаем с ними, пишем научные работы. Подчеркну: с моими магистрантами мы регулярно публикуемся в высокорейтинговых журналах Scopus и WoS.

У Сергея Вадимовича большой авторитет среди подопечных. Нередко они дарят ему негласный символ математиков – ежика. Например, на кафедре математического анализа живут большой еж Дисперсия и еж Семён, и это лишь самые заметные личности. Что уж говорить о других… Почему ежики? Сергей Вадимович объясняет:

– Ежики очень хорошо «легли» на нашу математику. Ведь у нас ежи повсюду, воплощаются в переменных i и j. А еще, когда разложил все по полочкам, говоришь: «Ежу понятно». К тому же ежики одни из самых стойких животных: лучше всех приспосабливаются к неблагоприятным условиям, лучше переносят радиацию – это и о математиках. Да, мы такие, стойкие и колючие.

Новость от 29 декабря 2022г.