Мир захватывают компьютеры, и при «восстании машин» лучше знать о них все. Как Сергей Пронин, студент третьего курса ИМИТ направления «прикладная математика и информатика». Сергей с детства занимается программированием, а сейчас изучает VR-технологии. А еще он преподаватель в Доме научной коллаборации АГУ – рассказывает школьникам о виртуальной реальности.
О тайнах виртуального мира читайте в «ЗН»!
Погружение в море информации
− Сергей, расскажи, откуда у тебя интерес к IT?
− Я полюбил технологии с первым компьютером. В 2009 году у нас дома появился ноутбук: по тем временам это было нечто невообразимое, ведь не везде ноутбук можно было найти. Моему счастью не было предела! Как и интересу: хотелось разобрать и посмотреть, что же находится внутри. Но тогда большую часть времени я проводил в компьютерных играх: нравилось играть в шахматы и стратегии.
А вот ближе всего с технологиями подружился в 2013 году, когда у меня появился первый телефон на Android. Благодаря этому я смог изучать мир IT и смотреть обзоры на технику в любое время. Тогда же в 2014 году вышел IPhone 6 с новым дизайном, и было очень интересно узнать о нем из Интернета.
− Наверняка ты посещал кружки по программированию?
− К сожалению, нет. Мои родители посчитали, что IT – это несерьезно, и отдали меня в спорт. Десять лет я занимался баскетболом и оставил его только в университете: понял, что это не то, чему бы я хотел посвящать время. Однако спортивную форму поддерживаю, продолжаю заниматься и по выходным хожу в спортивный клуб.
− Как ты поступил в Алтайский госуниверситет на ИМИТ?
− При поступлении я подавал документы в разные вузы: ростовский, томский, московский, сочинский. Часто отдыхал в этих городах и не раз замечал, что они очень шумные, беспокойные, а горожане всегда куда-то спешат – не то, что в спокойном Барнауле. Поэтому принял решение остаться в родном городе, подальше от суеты и нервотрепки.
Учеба на направлении мне нравится, но порой не хватает реальной практики. Хочется больше применять свои знания на деле, а не только в теории.
Сочи – город VR
− Ты также изучаешь VR-технологии. А когда ты впервые с ними познакомился?
− Я узнал о VR в 2014 году, когда был в Сочи. Во время отдыха с семьей услышал о том, что в городе будет проходить конференция, посвященная разработкам виртуальной реальности. Она была открыта для всех желающих, так что я решил ради интереса сходить. На конференции были представлены разные модели VR-шлемов, которые погружали в виртуальный мир. Их разрешали попробовать на себе, и когда я впервые надел шлем, то испытал что-то потрясающее. Мне было страшно, ведь показывали видео с американскими горками и казалось, что вот-вот вывалишься из вагонетки, – я даже кричал от испуга! Но ощущения – незабываемые.
Более подробно я познакомился с VR-технологиями, когда подрабатывал на аттракционе виртуальной реальности. В первый день работы обнаружил, что оборудование слабовато для частого пользования. Пришлось тогда самостоятельно перенастраивать компьютер, обновлять и устанавливать программы. А после я уже находил новые ролики для показа на VR-шлеме. Тогда и заинтересовался, как делать такие видео самому.
− И как создавать VR-ролики?
− Видео, основанные на реальных съемках, создают с помощью специальной камеры с углом обзора 360 градусов. Она выполнена в форме шара, на котором расположены две камеры по 180 градусов. С ее помощью проводятся съемки, а затем полученные изображения склеиваются в программе. С видео, которые являются полностью смоделированными на компьютере, сложнее. Здесь все создается уже на программном уровне. Такие ролики строятся с помощью программ Blender или 3ds Max. Разработчики строят виртуальные сцены, после чего вводят смоделированную камеру на 360 градусов – а дальше снимают, как в реальности.
На создание одного ролика может уйти полмесяца. Если же собраться делать полноценную игру, то не меньше полугода.
Династия педагогов
− Как ты стал преподавателем в «ДНК»?
− Меня пригласил научный руководитель и предложил вести новое направление «VR-технологии» в Доме научной коллаборации. Я неплохо разбираюсь в этой теме, поэтому согласился. Это очень интересный опыт: испытание себя в новом деле и плюс работа с детьми. Ведь мы, студенты, не слишком отличаемся от школьников и сами только недавно получили среднее образование. Поэтому работа с детьми − это как работа с самим собой: ты учишься чему-то у них, а они – у тебя.
Что интересно, я родился в семье преподавателей и все были уверены, что я тоже пойду по их стопам. Но когда я выбирал вуз, то в пед не пошел, а выбрал АГУ. Но судьба все равно привела меня в преподавание.
Юлия ДИЛЬМАН