Почетный профессор АлтГУ
доктор педагогических наук, профессор
Краткие биографические сведения
Геннадий Васильевич Лаврентьев родился 27 мая 1947 г.
В 1968–1971 гг. обучался на механико-математическом факультете, а затем в аспирантуре Новосибирского государственного университета.
В 1971–1974 гг. годах работал по распределению заведующим кафедрой высшей математики Дальневосточного политехнического института им. В. В. Куйбышева.
С 1974 года по приглашению руководства перевелся в АлтГУ для организации подготовки специалистов в университете по специальности «математика». Возглавлял кафедру математического анализа в течение 11 лет.
В 1986 году Г. В. Лаврентьев был командирован Минвузом СССР на 3 года для работы в качестве профессора математики Аннабинского университета в Алжире. Проходил стажировки в университетах Франции, Германии, Великобритании.
С 1991 г. по 2016 г. — заведующий кафедрой дифференциальных уравнений, проректор по международному сотрудничеству, декан математического факультета, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы и образовательных технологий (с 2013 г. переименована в кафедру педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий) Алтайского государственного университета.
В 2001 г. присуждена ученая степень доктора педагогических наук.
В 1996 г. присвоено ученое звание профессора.
Области исследования, основные научные труды и подготовка научных кадров
Области исследований Г. В. Лаврентьева: метод конечномерной аппроксимации для решения задач гидродинамики со свободными границами; метод конечных элементов при решении краевых задач эллиптического и параболического типов; модульное обучение и организация высшего образования; применение блочно-модульного построения учебных планов подготовки математических специальностей классических университетов; проблема гуманитаризации математического образования в рамках перехода на личностно ориентированное обучение в условиях внедрения новых информационных технологий в учебный процесс; инновационные и информационные технологии обучения.
Всего за 45 лет научно-педагогической деятельности Г.В. Лаврентьевым опубликовано более 180 научных и учебно-методических работ (из них около 40 по математике), в том числе 9 монографий, более 50 учебных и учебно-методических пособий, из которых 21 учебное пособие имеют гриф УМО. Ведущие из них:
- Применение конечных элементов к решению краевых задач эллиптического и параболического типов. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1983.
- Дифференциальные уравнения: учебное пособие. — Изд-во АлтГУ: Барнаул, 1993.
- Слагаемые технологии модульного обучения: учебно-методическое пособие. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1994. (соавтор Лаврентьева Н. Б.)
- Уравнения математической физики, модуль 4: учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1996.
- Уравнения математической физики, модуль 2: учебное пособие. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.
- Лаврентьев Г. В., Кравченко Г. В. Уравнения математической физики. Операционный модуль: учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000.
- Технологический подход к обучению: концептуальные основы // Вестник ААЭП. — Барнаул, 2000.
- Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы: монография — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. — 206 с.
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Часть 1,2. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002, 2004.
- Технология учебного проектирования в процессе развития творческих умений студентов: монография — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. — 157 с. (соавторы: Лаврентьева Н. Б., Федорова Т. С.)
- Гуманитаризация математического образования как реализация личностно ориентированного подхода в педагогике: теоретико-концептуальные основы // Образование и общество. — 2009. —№ 4 (57). — С. 40–45.
- Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании: монография — Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 2013. — 148 с. (соавторы: Агафонова И. Д., Лаврентьева Н. Б.)
- Организация обучения в образовательных профессиональных учреждениях с использованием методов когнитивной визуализации учебной информации // Известия АГУ. — 2014. —№ 2/2 (78). — Барнаул: Изд-во АлтГУ. — С. 27–32. (соавтор Колмакова Л. А.).
- Использование учебно-методического комплекса в процессе формирования профессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения: монография — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. — 160 с. (соавторы: Кузеванова О. М., Лаврентьева Н. Б.)
Под руководством Г. В. Лаврентьева защищены 9 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Почетные звания и должности
- заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998);
- лауреат Государственной премии Правительства России в области образования;
- лауреат Государственной премии Алтайского края в области науки и техники (2010);
- заслуженный работник Алтайского государственного университета;
- почетный профессор АлтГУ.
Награды, дипломы, премии
- Почетная грамота Генерального консульства СССР в Аннабе (Алжир);
- Почетная грамота Алтайского краевого Совета народных депутатов (2003);
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2007);
- медаль Алтайского края «За заслуги в труде» (2012).
Вклад в развитие университета
За годы работы на посту декана математического факультета Г. В. Лаврентьев проделал значительную работу по привлечению внебюджетных средств для укрепления материальной базы факультета, открытию на факультете докторантуры по трем специальностям, организации научно-методической работы по пересмотру учебных планов действующих специальностей, открытию направлений подготовки бакалавров «прикладная математика и информатика» и «математика, прикладная математика» и магистрантов — по двум магистерским программам.
По инициативе Г.В. Лаврентьева был открыт Математический лицей АлтГУ, расширены договорные отношения со школами г. Барнаула.
Г. В. Лаврентьев свыше 10 лет входил в состав ректората университета, занимая должность проректора, а затем и первого проректора по учебной работе. В этой деятельности в полной мере раскрылся его организаторский талант и глубокое знание проблем высшей школы. Благодаря своей фундаментальной подготовке, глубоким знаниям в области педагогики Г. В. Лаврентьев приложил много усилий для открытия новых образовательных направлений и образовательных программ в АлтГУ. За эти годы уровень учебно-методической работы, системное решение вопроса повышения качества образования вывели университет в число ведущих классических вузов России. В связи с этим значительно повысился в АлтГУ престиж преподавателя.
Г. В. Лаврентьев внес существенный вклад в организацию многоступенчатой системы высшего образования на всех факультетах АлтГУ.
Под руководством Г. В. Лаврентьева в университете успешно начало развиваться педагогическое образование — открыты факультет педагогического образования и кафедра педагогики и психологии высшей школы и образовательных технологий.
Г.В. Лаврентьев —один из основателей системы дополнительного профессионального образования в Алтайском государственном университете. Им была организована подготовка для получения дополнительной квалификации «преподаватель» и «преподаватель высшей школы»
Геннадию Васильевичу удалось наладить постоянные деловые отношения с Министерством образования России и региональными органами власти.
В университетских кругах Г. В. Лаврентьев пользовался неизменным авторитетом и влиянием.